Страницы

Контрольно-оценочная деятельность

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

v    Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.

v    Учитель заблаговременно планирует, знания, и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

v    Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

v    Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.

v    Оценка обязательно комментируется.

v    Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.

v     Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания.

v    Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

v    Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы.

v     Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

v    Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право

человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


 ПАМЯТКА 
УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки — учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
 5. Оценки выставляются за:
-устные ответы при индивидуальной проверке;
-за выполнение практической работы;
-при фронтальной устной проверке за совокупность ответов;
-за исправления, дополнения ответов другими учащимися;
-за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
 6. Что проверять?
- Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
- Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
- При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10. При анализе ответа учитель определяет:
- все ли изложил ученик;
- сколько ошибок было, какие это были ошибки;
- какие были сделаны неточности;
- правильно ли понят учебный материал;
- знает ли ученик определение понятий;
- умеет ли объяснять связи и зависимости;
- дословно пересказывает материал или переосмыслил его;
- умеет ли выделять главное;
- оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий;
- логично, последовательно излагать материал;
- насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал;
- нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках;
- умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им.
11. Выставление отметок в дневник — обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым «Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи» объёмом работы.
19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.
23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
24. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса

Эффективное использование современных программ для создания контрольно-оценочных средств


Контроль за учебной деятельностью учащихся является составной частью процесса обучения, осуществляется путем соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения с помощью устных, письменных и практических заданий. 
Контроль на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирования практических умений и навыков, включать разнообразные формы и методы проверки.
Педагогический контроль выполняет контролирующую, обучающую, воспитывающую, корректирующую и информационную функции.
Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый.
На практике для проверки результатов обучения применяют самые различные вопросы, упражнения, задания.
До широкого распространения компьютерной техники для контроля использовались разнообразные приспособления и машины. В настоящее время широко применяются компьютерные средства контроля, поскольку они более гибки и удобны в работе.
Создание компьютерных контролирующих программ чаще всего осуществляется с помощью программных тестовых оболочек с функциями заполнения базы контрольных заданий, создания наборов тестовых заданий с вариантами ответов, выбора способа и порядка предъявления заданий, возможности задания различных ограничений, выбора способа сообщения результатов проверки.
Принимая во внимание преимущества тестовых оболочек с одной стороны, следует учитывать, с другой стороны, что применение тестовых оболочек возможно лишь при условии обеспечения каждого учащегося персональным компьютером с соответствующей тестовой оболочкой. Далеко не всегда это условие может быть выполнено практически.

Динамичное развитие сети Интернет позволяет решать новые педагогические задачи. Одной, из которых является организация контроля знаний. 

На данный момент существует большое количество интернет - сервисов относящихся к группе сервисов Web 2.0 позволяющих создавать компьютерные тесты. Преимуществом таких тестов является возможность обратиться к ним в любое время, с любого электронного устройства, имеющего выход в сеть интернет. К таким сервисам относятся сервисы:
Google - бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена.
Learningapps (https://learningapps.org/) - ресурс позволяет организовать дистанционное обучение за счет создания виртуальных классов из своих реальных учеников. Ученики в своем аккаунте могут выполнять задания дома и на уроке. Учитель из своего аккаунта,  может корректировать задания аккаунтов учеников. Эту работу можно проводить и на уроках, и во внеурочное время. Это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах – «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др. Основная идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме.
Банк тестов (http://www.banktestov.ru/) – сервис для создания тестов, на этом сайте Вы можете создавать тесты бесплатно в любом необходимом для Вас количестве. Они будут доступны онлайн для всех Ваших пользователей, Вы сможете отслеживать результаты по всем Вашим созданным тестам.
Твой тест (http://www.make-test.ru/) - это компьютерная автоматизированная система для организации и проведения online тестирования.
 Simpoll (http://simpoll.ru/ ) - онлайн сервис для создания и проведения опросов, голосований и тестов. 
Online Test Pad (http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx ) - Он-лайн сервис для создания тестов, кроссвордов, опросов, логических игр.
  ProProfs Quiz Maker (http://www.proprofs.com ) – бесплатный сервис для создания различных игр, головоломок, кроссвордов, викторин, флэш-карточек, опросов и т.п. Недостаток в том, что сервис англоязычный и поэтому трудно с ним работать, если не владеешь языком. Кроме того, многие игры можно создавать только на английском языке.
ClassMarker (http://www.classmarker.com ) –сервис для организации он-лайн тестирования. Англоязычный интерфейс.
Examtime (https://www.examtime.com/en-US ) - сервис для создания. Возможны вопросы с единичным или множественным выбором, а также в выбором "да"-"нет". В вопрос легко загружаются графические объекты. Можно создать свой класс и сохранять статистику учеников. Англоязычный интерфейс.
Classtools.net (https://www.classtools.net/) - бесплатный сервис для создания различных образовательных игр, диаграмм, викторин, которые можно встроить на сайт или блог, сохранить в интернете, использовать в учебной и воспитательной работе с учениками.
Simpoll (https://simpoll.ru/) - конструктор опросов и форм обратной связи. Добавляйте нужные вопросы простым перетаскиванием, сортируйте одним движением.
Hot Potatoes (https://hotpot.uvic.ca) - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы. В этой программе удобно составлять кроссворды, которые можно использовать в интерактивном и печатном варианте. Созданные с помощью  Hot Potatoes различного рода задания настолько разнообразны и увлекательны, что могут служить не только для оценки знаний учащихся, но и в качестве их самостоятельной творческой работы. В программе можно составлять кроссворды, задания с пропусками слов в тексте, викторины и тесты (четыре типа заданий) с включением аудио и видеоматериалов, собирать рассыпавшиеся фразы, задания на установление соответствия и задания по заполнению пропусков в тексте.
 iSpring (https://www.ispring.ru/— решение для дистанционного обучения и тестирования обучающихся. Включает конструктор курсов и тестов, а также облачную систему дистанционного обучения. С iSpring у вас появится единый центр управления обучением.
Test.fromgomel (http://test.fromgomel.com/)бесплатный сервис для создания тестов онлайн, который трансформирует тест в html код , этот код потом легко вставить на свой сайт.
 Let’s test (https://letstest.ru/) —  онлайн-конструктор тестов, который позволяет тестировать знания учащихся дистанционно. В бесплатной версии возможно создавать неограниченное количество тестов, но проходить их придётся внутри самого сервиса. Если же есть желание встроить тест к себе на сайт, то приобретайте базовый пакет за 990 рублей/месяц.
Фабрика кроссвордов (https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/) - фабрика кроссвордов поможет вам составить кроссворд в считанные минуты. Здесь для составления кроссвордов вам надо лишь выделять мышкой в рабочей области место для очередного слова и выбирать автоматически подобранные слова из словаря. Также вы можете задавать свои слова. Для каждого слова вам нужно придумать определение. Кроссворд можно сохранить, а можно и распечатать. Кроссворд сохраняется онлайн. Ссылку на составленный кроссворд вы можете отправить ученикам для разгадывания. Скачивать и регистрироваться не нужно.
 Itestonline (https://itestonline.net/) - комплексная система онлайн тестирования. Конструирование тестов любой сложности.
Мастер – тест (http://master-test.net/) - бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты. Можно создавать как онлайн тесты, так и скачать и проходить тест без подключения к интернету. И для этого не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы.
Webanketa (https://webanketa.com/) - бесплатное создание анкет, опросов, тестов и голосований.
ADTester (https://www.adtester.org/) - возможна организация проведения тестирования в любых образовательных учреждениях. Тестирование может проводиться как с целью выявления знаний учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей. Программа  проста в установке и использовании, доступна для учителей, не владеющих знаниями программирования.
Использование сервисов Web 2.0 для организации электронного тестирования в процессе обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса путем сокращения затрат времени на осуществление текущего и промежуточного контроля знаний учащихся за счет автоматизации проведения опроса и получения его результатов.
Большинство учителей на сегодняшний день имеют персональные сайты. Данный сервис предлагаем возможность размещать на личном сайте педагога онлайн тесты, что придаст сайту дополнительный функционал и конкурентное преимущество.


ПАМЯТКА
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку по предмету:
1. Всю первую четверть в классе, где впервые вводится данный предмет.
2. Наказывать отметкой (ставить «2» за плохое поведение)
3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка.
10. Если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.





Содержание дидактических функций контрольно-оценочной деятельности

(по О.В. ОНОПРИЕНКО)

Дидактические функции

Содержание функций

Требования к реализации

Контролирующая 

Выяснение наличия знаний, их уровня; умений применять знания в учебной практике; наличия навыков и их сформированности

качественная проверка выполненных во время урока заданий;

качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий; ─ систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения учащихся, использование данных для построения последующих учебных занятий; ─ грамотное составление и содержание разноуровневых заданий;

использование различных видов контроля;

включение учащихся в оценочную деятельность;

аттестация учащихся.

Обучающая 

Определение, как развивается логическое мышление учащихся, их речь, память, в какой степени учащиеся владеют «техническими приемами» умственной деятельности. Уточнение, углубление, осознание и упрочение знаний. Применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этого умения. предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся. закрепление знаний

осуществление оперативной обратной связи;

организация самооценки, саморегуляция  собственной  деятельности учащихся, взаимооценки, взаимоконтроля;

формулирование цели урока (в том числе и на языке учащихся);

дифференцированный подход к обучению;

выделение типичных ошибок;

комментирование отметок; ─ использование различных форм контроля;

принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);

создание    ситуаций        для повышения мотивации учения; 

наличие «эталона», к которому должны стремиться учащиеся.

Ориентирующая 

Выяснение, как достигаются промежуточные и конечные цели

объяснение критериев оценки;

разумные требования;

вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);

частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление по достижению цели).

Воспитывающая 

Воспитание черт личности – трудолюбия

оценивание достижений учащихся, а не их недостатков;

дифференцированный и

 

настойчивости в достижении цели, силы

воли, любознательности, честности и др. воспитание культуры труда, навыков правильного поведения в коллективе, обществе. Подготовка к трудовой деятельности. Профессиональная ориентация

индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной учащегося;

объективная оценка учебных достижений;

понимание значимости оценивания «со стороны»;

умение давать объективные оценочные суждения самими учащимися.

ПАМЯТКА

Дидактические средства организации  контрольно-оценочной деятельности с точки зрения компетентностного подхода

Средства 

На что направлены 

Дополнительная информация 

Диагностика 

определение уровня обученности учащихся;

выявление спепени готовности к изучению нового материала;

коррекцию знаний и умений учащихся

Разновидности:

вводная

самодиагностика

Диагностично сформулированная цель урока

измерение и оценку степени ее достижения;

мотивацию,   активизацию деятельности

 

Определяется:

-             учителем

-             учителем совместно с

учащимися

-             парами или группами

учащихся

-             учащимся индивидуально

Критерии оценки выполнения заданий

четкое понимание того, чему он научился на уроке и какой объем необходимо выполнить;  повышение мотивации;

активную и эффективную

учебную деятельность

 

Обратная связь на уроке

диагностику и самодиагностику степени усвоения        материала каждым учащимся;

индивидуальную связь с учителем, подсказку, поощрение;

исправление ошибок, недоработок;

развитие навыков сотрудничества

Виды:

выходной контроль;

-             письменный комментарий;

-             использование взаимной

оценки

Самооценка 

развитие собственной ценности;

активное включение учащихся в образовательный процесс;

умение делать ответственный выбор

Виды:

констатирующая;

мобилизационно-побудительная; проектировочная

Рефлексия 

самопознание себя в деятельности;

лучшее усвоение учебного

материала;

повышение мотивации;

развитие оценочной деятельности;

осознание индивидуальности;

овладение компетенцией, направленной на саморазвитие личности

Виды:

произвольная;

непроизвольная

Вопросы учителя учащимся

стимулирование деятельности; актуализацию потребностей и формирование мотивов;

определения уровня понимания и усвоения материала;

подведение к нужному выводу;

выставление отметки;

проявление интереса к учащемуся и установление позитивных отношений;

побуждение учащихся к

постановке своих вопросов

Виды:

закрытые

открытые

с альтернативой ответа

ключевые

на понимание, уточнение

к целям, содержанию

относительно деятельности

учащихся  и др.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.