Методические рекомендации по организации домашнего задания
Домашние задания: работаем без перегрузки учащихся (на вопросы учителей и родителей отвечают специалисты НИО)
МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вторым условием является подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и методика его преподнесения.
Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков обучающихся.
Методы организации проверки
Поэтому каждому
преподавателю рекомендуется:
при помощи постоянного
контроля добиться того, чтобы у учащихся
не было сомнений, обязательно ли
выполнять заданное вами домашнее задание;
использовать разные
формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего
задания и отношения учащихся к его выполнению;
определить, что вы
будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка,
исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
если учащимися домашнее
задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
если работа не
выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
Проверка домашнего
задания - это неизбежная часть и необходимое дополнение эффективного учебного занятия.
Гармоничное сочетание
разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование
самостоятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая
задача преподавателя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению
при выполнении домашнего задания.
Вопрос, заданный преподавателем,
звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух
словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учащихся на
основные моменты в заданной теме. Письменный ответ способствует тому, что
выученная теория отложится в памяти на длительное время.
Какой форме отдать
предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения
к нему учащихся.
Используют следующие
виды домашней работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна для всей группы.
Дифференцированная
домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и
на «слабого» учащегося. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы
учащихся, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов
дифференцированных заданий.
Домашние задания
(опережающие), которые подготавливают обучающихся к работе на следующем
занятии. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний преподавателем, и
решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера
даются в виде поручения. Например,
прочитать материал, который будет обсуждаться на следующем занятии,
найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться и т.д. Но при этом преподаватель обязательно
должен учитывать степень обучения и обученности учащихся, а также сложность темы, с которой им предстоит
ознакомиться дома.
Домашние задания,
которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их
углубленному осмыслению. Такие задания даются после изучения материала учебного
занятия или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение
изученного обучающимися учебного материала в схемы, таблицы, составление
тестов, кроссвордов, ребусов и т.д.
Домашние задания,
способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной
работы. На данном этапе можно
использовать деловые и ролевые игры.
Рекомендации по дозированию домашнего задания
Необходимо:на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от учебного занятия; осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания; предупреждать учащихся о возможных затруднениях; включать в содержание домашнего задания работу над ошибками; осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем; систематически проверять домашнюю работу учащихся.
Дискуссия
Для ее проведения
группу необходимо разбить на подгруппы, каждая из которых будет выступать в
защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть
изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может
принадлежать кому-то из учащихся или преподавателю. В дискуссии важны
рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое
познание сущности изученного явления.
Тематический
кроссворд
Многие учащиеся
увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство.
Чтобы интересно проверить домашнее задание, преподавателю необходимо составить кроссворд по
соответствующей теме и предложить его учащимся.
Неожиданные вопросы
Задача преподавателя
сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если
учащийся добросовестно подготовился к занятию, затруднений с ответом у него не
возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный
ответ
Учащимся предлагается
выслушать ответ своего товарища,
подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств
и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
Взаимная проверка
При проверке
письменного домашнего задания можно предложить
учащимся обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение
заданий, поставить отметку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные
вопросы.
Краткие письменные
ответы
Вместо устного опроса
преподаватель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом
ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему
усвоению учащимися теоретических знаний.
Сверка с проектором
Правильный вариант
выполнения домашнего задания выводится
на экран проектора. Учащиеся сверяются с ним, исправляют допущенные
ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от преподавателя или
одногруппников.
По способу выполнения,
которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические
задачи. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать
на практике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.