Страницы

Домашнее задание : рекомендации по выполнению

 

Методические рекомендации по организации домашнего задания


Домашние задания: работаем без перегрузки учащихся (на вопросы учителей и родителей отвечают специалисты НИО)


В помощь учителям

 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.
Основная дидактическая цель домашнего задания заключается в повторении и закреплении материала, изученного на  учебном занятии. Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в процессе обучения. Как добиться от учащихся систематической работы по выполнению домашних заданий? Что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность?
Первое условие, которое должен помнить преподаватель. Домашнее задание должно быть понятно и посильно всем учащимся, только тогда оно охотно выполняется.  Преподаватель, подбирая домашнее задание, учитывает наличие в группе  как сильных, так и слабых учащихся. Последним полезно дать какие-либо небольшие, посильные задания, чтобы они смогли их выполнить. Именно задания по выбору формируют интерес учащихся к домашней работе.
Домашняя работа одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска, как способа ее выполнения, так и источников содержания. В этом деле помогают учащимся советы преподавателя, где и как искать дополнительный материал (словари, справочники, научно-популярные книги и т.п.).
Вторым условием является подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и методика его преподнесения.
Домашнее задание предлагается учащимся  на разных этапах учебного занятия, но обязательно после ознакомления с новым материалом. Домашнее задание можно предлагать компактно в конце занятия, оставив для этого время (2-3 мин), или рассредоточенно (после ознакомления с новым материалом – теоретическое задание), а после закрепления учащимися домашнего задания необходимы минимальные разъяснения преподавателя о характере работы, путях ее выполнения.
Третьим условием является выбор оптимальных форм и методов организации всесторонней проверки домашнего задания.
На сегодняшний день достаточно актуальна проблема организации домашнего задания. Часто она носит непродуманный и случайный характер, подготовка к его выполнению ведется плохо, проверка строится формально. Как следствие неудовлетворительного планирования, подготовки и организации домашней работы возникает перегрузка заданиями на дом учащихся, отрицательно влияющая на работоспособность, активность и интерес к обучению.
Нужны ли домашние задания? Педагогические законы и многовековая практика доказывают, что домашние задания необходимы, поскольку полученные на учебном занятии знания без закрепления быстро забываются. Если не проводится самостоятельная домашняя работа, снижается уровень учебной мотивации, качество обучения.
Среди новых подходов к современному учебному занятию существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания.
Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков обучающихся.
Содержание этапа предполагает, что перед преподавателем стоит цель выяснить, насколько учащиеся усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.
Условием для достижения положительных результатов является использование системы приемов, которые позволят преподавателю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в группе.
Показателем того, что дидактическая задача учебного занятия  выполнена, является возможность установить уровень знаний большей части учащихся за короткий промежуток  времени (не более 1/3 учебного занятия), при этом определить типичные недостатки; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.
Когда предъявляемые требования оптимальны, при их составлении учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.
Допускаемые при реализации ошибки (однообразность учебных занятий, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса.

Методы организации проверки

Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест. 
Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от преподавателя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учащимся, но и за степенью самостоятельности учащегося при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы. 
Обязательным элементом каждого учебного занятия является то, что преподаватель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать какой-то вопрос или тему для учащегося довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни преподаватели  пришли к инновационным методам проверки, среди которых:
постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задания после темы  вопросы. Если учащиеся внимательно выполняли домашнее задание, они без труда ответят на них;
рецензирование устного ответа – учащиеся слушают ответ своего товарища и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его; диктант по домашнему заданию; выполнение разноуровневых тестовых заданий; краткий письменный ответ.
Проверка домашнего задания при помощи компьютерных технологий. Вопрос или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Учащиеся сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.
Согласно педагогическому опыту, преподавателю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учащихся. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, учащийся  будет разочарован от того, что преподаватель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учащихся, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а преподаватель систематически игнорирует этот факт.
Преподаватель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учащимися. Для него результат выполнения заданного на дом задания выполняет двойную функцию. С одной стороны он становится объектом контроля деятельности учащихся, а с другой – своей деятельности на предыдущем учебном занятии. Домашние задания, которые правильно поставлены и оценены, позволяют обнаружить преподавателю резервы своего занятия; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учащихся. Также домашние задания - это основа для проведения следующего учебного занятия с использованием достигнутых результатов.

Поэтому каждому преподавателю рекомендуется:
при помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учащихся  не было сомнений,  обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;
определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
если учащимися домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
Проверка домашнего задания - это неизбежная часть и необходимое дополнение  эффективного учебного занятия.
Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача преподавателя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

  Вопрос, заданный преподавателем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учащихся на основные моменты в заданной теме. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.

Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учащихся.

Способы дифференцирования домашнего задания

Используют следующие виды домашней работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна для всей группы.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» учащегося. Основой дифференцированного подхода на этом этапе  является организация самостоятельной работы учащихся, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.

Домашние задания (опережающие), которые подготавливают обучающихся к работе на следующем занятии. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний преподавателем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения. Например,  прочитать материал, который будет обсуждаться на следующем занятии, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться  и т.д. Но при этом преподаватель обязательно должен учитывать степень обучения и обученности учащихся, а также  сложность темы, с которой им предстоит ознакомиться дома.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению. Такие задания даются после изучения материала учебного занятия или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного обучающимися учебного материала в схемы, таблицы, составление тестов, кроссвордов, ребусов и т.д.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.    На данном этапе можно использовать деловые и ролевые игры.

Рекомендации по дозированию домашнего задания 

Необходимо:на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от учебного занятия; осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания; предупреждать учащихся о возможных затруднениях; включать в содержание домашнего задания работу над ошибками; осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем; систематически проверять домашнюю работу учащихся.

  Оригинальные способы проверки домашнего задания 

Дискуссия

Для ее проведения группу необходимо разбить на подгруппы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учащихся или преподавателю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Тематический кроссворд

Многие учащиеся увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, преподавателю  необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.

Неожиданные вопросы

Задача преподавателя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если учащийся добросовестно подготовился к занятию, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.    

Рецензия на устный ответ

Учащимся предлагается выслушать ответ своего товарища,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

Взаимная проверка

При проверке письменного домашнего задания можно предложить  учащимся обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить отметку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.    

Краткие письменные ответы

Вместо устного опроса преподаватель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.  

Сверка с проектором

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится  на экран проектора. Учащиеся сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от преподавателя или одногруппников. 

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи. Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.