| | |
1.
|
Амбросевич Инна Валентиновна
|
-
|
учитель математики и информатики,
руководитель методического объединения
|
2.
|
Дунай Оксана Анатольевна
|
-
|
учитель математики
|
3.
|
Лумпиева Жанна Николаевна
|
-
|
учитель математики и информатики
|
4.
|
Счастная Людмила Михайловна
|
-
|
учитель математики и физики
|
5.
|
Устинович Тамара Иосифовна
|
-
|
учитель математики
|
План
проведения
недели математики, информатики, физики
22.11.2021-27.11.2021
№
п\п
|
Название
мероприятия
|
Дата
проведения
|
Ответственные
|
1
|
Открытие недели математики, информатики, физики
|
22.11.2021
|
Амбросевич И.В., учителя математики, информатики, физики
|
2
|
Конкурс
стенгазет
|
22.11.2021
|
учителя
математики, информатики, физики
|
3
|
Дистанционная
олимпиада по математике «Школа гениев» для учащихся V-VIII классов
|
22.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Лумпиева
Ж.Н.,
Устинович
Т.И.,
Счастная
Л.М.
|
4
|
Международный
конкурс по информатике «Бобер-2021» (I-XI классы)
|
22.11.2021
|
Амбросевич И.В.
|
5
|
Конкурс
лучших тетрадей по математике
|
23.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Лумпиева
Ж.Н.,
Устинович
Т.И.,
Счастная
Л.М.
|
6
|
Занимательная
викторина по математике для учащихся
V классов
|
23.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Устинович
Т.И.
|
7
|
Пятиминутки
«Простые истории о сложных вычислительных машинах»
|
23.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Лумпиева
Ж.Н.
|
8
|
Викторина
«Высказывания великих физиков и математиков»
|
24.11.2021
|
учителя
математики, информатики, физики
|
9
|
«Математический
калейдоскоп» для учащихся VIII классов
|
24.11.2021
|
Устинович
Т.И.,
Счастная Л.М.
|
10
|
«Информационный
ринг» для VII классов
|
24.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Лумпиева
Ж.Н.
|
11
|
Математическая
игра «Магия чисел» для учащихся V -XI классов
|
25.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Лумпиева
Ж.Н.,
Устинович
Т.И.,
Счастная Л.М.
|
12
|
Презентация
видеороликов «Занимательные математика, информатика, физика» (X-XI классы)
|
25.11.2021
|
учителя математики, информатики,
физики
|
13
|
1)
Конкурс мудрецов «МИФические анаграммы»
для учащихся VI-XI классов
|
26.11.2021
|
Амбросевич
И.В.,
Лумпиева
Ж.Н.
|
14
|
КВН по физике
для учащихся IX классов
|
26.11.2021
|
Счастная Л.М.
|
15
|
Конкурс геометрических
поделок «Геометрические фантазии» (для учащихся начальных классов)
|
26.11.2021
|
Амбросевич И.В.
|
16
|
Квест-игра
«МИФическая эстафета»
|
27.11.2021
|
Амбросевич И.В.,
учителя математики,
информатики, физики
|
17
|
Закрытие недели математики, информатики, физики. Подведение итогов, награждение победителей конкурсных
мероприятий
|
27.11.2021
|
Амбросевич И.В.,
учителя математики,
информатики, физики
|
|
Итоги проведения недели математики, информатики, физики

С 22.11.2021 по
27.11.2021 прошла неделя математики, информатики, физики. Предметная
неделя прошла в соответствии с планом работы. К её проведению привлекались
все педагоги математики, информатики, физики. Были созданы условия, чтобы
каждый учащийся стал участником всех событий недели и смог применить свои
знания, проверить свои силы в различных видах деятельности. Повышению
мотивации к изучению математики, информатики и физики способствовали
разнообразные мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Учащиеся V-VIII
классов приняли участие в дистанционной олимпиаде «Школа гениев», учащиеся
I-XI классов стали участниками международного конкурса по информатике
«Бобер-2021». Развитию творческих способностей, расширению
общего кругозора учащихся по предметам, повышению их познавательного уровня
способствовали конкурсы тематических стенгазет, математических поделок
«Геометрические фантазии». На протяжении недели во всех классах проходил
конкурс лучших тетрадей по математике. Привлечению
учащихся к активной познавательной деятельности, расширению знаний по
математике, физике, информатике способствовали викторины и игры. Учителями
Амбросевич И.В., Лумпиевой Ж.Н., Устинович Т.И. с использованием информационно-коммуникационных технологий проведены занимательные
викторины по математике для учащихся V классов, информационные пятиминутки
«Простые истории о сложных вычислительных машинах» для IX классов, викторина
«Высказывания великих физиков и математиков», которые способствовали
повышению уровня информационной культуры. Интересно
и познавательно прошли игры «Математический калейдоскоп» и «Информационный
ринг» для сборных команд VII-VIII классов, подготовленные учителями Устинович Т.И.,
Счастной Л.М., Лумпиевой Ж.Н. Учащиеся V-XI классов
приняли активное участие в математической игре «Магия чисел». Учащиеся VII
классов показали свои знания в области компьютеризации, сыграв в «Свою игру»
по информатике. Учащимся IX классов представилась возможность проявить свою эрудицию в конкурсе мудрецов «МИФические анаграммы» и КВН по
физике. С использованием информационно-коммуникационных технологий была
организована демонстрация видеороликов «Занимательные математика, информатика,
физика». Ярким
завершением недели стала квест-игра «МИФическая эстафета», участники которой
проявили умение реализовывать
имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных
ситуациях. Проведение
предметной недели сопровождалось разнообразной наглядной информацией, которая
освещалась на демонстрационных стендах, на школьном сайте, на сайте «Настаўніцкай газеты». План
проведения недели математики, информатики и
физики выполнен в полном объёме. Все запланированные мероприятия были
интересные по форме и содержанию, прошли на достаточно высоком уровне.
Методические
рекомендации по моделированию современного урока с использованием техник
визуализации на учебных занятиях по математике, физике, информатике
Визуализация информации — мощный инструмент
донесения мыслей и идей до конечного потребителя, помощник в восприятии и
анализе данных.
3 универсальных правила визуализации:
используйте изображения там, где это необходимо;
выбирайте простые, яркие образы, понятные аудитории;
используйте метафоры и эмоциональные образы.
Несколько техник визуализации учебной информации:
Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия
времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической
последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются
при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у
учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера
использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной
деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его
окончания.
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей,
карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить
идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных
тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего
времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ
визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно
отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была
изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике
скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на
лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило,
иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких
образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что
обеспечивает высокий процент усвоения информации.
Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации,
основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с
обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение,
способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также
позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников
коллектива в обучающий процесс. Данный метод я использую не только на уроке,
но и для самостоятельной работы дома. Например, создание кластера по теме
«Виды информации». 5 класс.
Облако слов - эта форма визуализации данных,
представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого
ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт,
тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
Таким образом, с помощью сервисов,
позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для
развития пространственного и критического мышления, аналитических
способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования,
классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается
творчество и способность к непрерывному самообразованию.
Кроссенс - это головоломка нового
поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями.
Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию
креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления
обучающихся.
Кроссенс на уроке можно применять:
при определении темы и цели урока;
при изучении нового материала, в качестве постановки
проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
при подведении итога работы на уроке в качестве
рефлексии.
Интерактивный плакат - электронный учебный плакат,
содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая
позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и
статический текст.
Инфографика – это
графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами
инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и
аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы,
диаграммы, графические элементы и т.д. Инфографика предполагает сворачивание
больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном
для читателя виде.
Инструменты для отдельных типов визуализации:
Mindmup.com
Интеллект-карта (карта
идей, диаграмма связей) помогает записать идеи и визуально связать их друг с
другом. Это необходимо для систематизации больших объемов информации, поиска
и показа скрытых, неочевидных связей.
На сайте mindmup.com можно нарисовать диаграмму связей даже без
создания аккаунта. Простейший процесс работы позволяет разобраться в сервисе
за 3-5 минут. Свою карту связей можно скачать во всех популярных форматах и
использовать в презентации или мозговом штурме.
Wordclouds.com
Облако слов. Сайтов для решения этих задач множество, но wordclouds.com выделяется
тем, что он бесплатный, простой в использовании и очень мощный:
он позволяет
загружать большие объемы данных;
облако слов
можно настраивать: менять ориентацию слов, цвета, подбирать шрифты (в том
числе кириллические), придавать ему нужную форму;
работы можно
скачивать в высоком качестве и в разных форматах.
Miro.com
Совместная визуализация – удобный способ работать командой над любым проектом.
Бесконечная онлайн-доска miro.com предназначена для командной работы и может
использоваться для визуализации идей. Кроме большого количества шаблонов и
инструментов для мозгового штурма, работы над дизайном продуктов,
визуализации стратегий и планирования, проведения Agile и Scrum-сессий,
платформа позволяет рисовать линии времени, «путешествие клиента», схемы и
интерактивную инфографику.
Главными удобствами платформы являются:
возможность
работать группой в реальном времени (как будто вы сидите за одним столом);
интеграция с
другими популярными онлайн-сервисами;
простота
использования – перед пользователем открывается онлайн-доска, для
визуализации можно перетаскивать и загружать на нее нужные элементы,
группировать, окрашивать, связывать их, делать ссылки, скачивать или
публиковать готовые работы.
Визуализация сложной информации помогает автору донести
свою идею до зрителей, а зрителям – лучше понять и запомнить такую
информацию. Современные технологии обладают богатыми возможностями в
графическом представлении любых типов информации.
При обилии и разнообразии инструментов следует
соблюдать несколько универсальных правил визуализации:
использовать
изображения только там, где они помогают передать смысл;
выбирать
образы под конкретных зрителей, для чего нужно предварительно узнать свою
аудиторию;
отдавать
предпочтения метафорическим и эмоциональным образам, т.к. в них состоит
главная сила любой визуализации.
Начинать визуализацию стоит с базовых форм
информационной графики и привычных инструментов, например, с программы Power Point. В выборе диаграмм и графиков
отталкивайтесь от того, что именно хотите показать аудитории.
Визуализация в
обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение
интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности,
формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного
восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи
знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной
культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и
поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной
деятельности, стимулирует креативный подход.
|
Методические
рекомендации по эффективной организации учебно-познавательной деятельности
учащихся на учебных занятиях
естественно-математического цикла
Под активизацией учебно-познавательной
деятельности понимают повышение уровня осознанного познания объективно
реальных закономерностей в процессе обучения Методы и приемы активизации, которые
применяет учитель, должны учитывать уровень познавательных способностей
учащихся, потому непосильные задачи могут подорвать веру учеников в свои силы
и не дадут положительного эффекта. Поэтому система работы учителя по
активизации познавательной деятельности учащихся должна строиться с учетом постепенного
и целенаправленного развития творческих познавательных способностей учащихся,
развития их мышления. У учащихся нужно сформировать мотивы учения, главным из
которых является интерес к предмету. Активизация учебно-познавательной
деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической
науки. При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход
видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с
параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания,
вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению
инструментария познания. Методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные
методы, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной
информации); индуктивные
и дедуктивные методы (логический аспект); репродуктивные
и проблемно поисковые методы (аспект мышления); методы
самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект
управления учением). методы
стимулирования и мотивации интереса к учению; методы
контроля и самоконтроля в процессе обучения. В учебном заведении особое место
занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке
каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность
учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через
технологию применения активных форм обучения. Необходимость активного
обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно
эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном
обучении: формировать
не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы,
воспитывать системное мышление специалиста; учить
коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные
умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного
принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным
ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом. В
структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность
выполнять учебные задания; стремление
к самостоятельной деятельности; сознательность
выполнения заданий; систематичность
обучения; стремление
повысить свой личный уровень и другие. С
активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации
учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением
объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи
взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы
друг от друга: более активные школьники, как правило, и более
самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в
зависимость от других и лишает самостоятельности. Управление активностью
учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как
постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному,
целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной
деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации -
формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного
процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации
познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов,
средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях
стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший
активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами
должны: отстаивать
свое мнение; принимать
участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить
вопросы своим товарищам и учителям; рецензировать
ответы товарищей; оценивать
ответы и письменные работы товарищей; заниматься
обучением отстающих; объяснять
более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно
выбирать посильное задание; находить
несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать
ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать
познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов
решения. Можно утверждать, что новые технологии
самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности
учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную
познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в
конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к
познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков,
их активностью.
Принципы
активизации познавательной деятельности учащихся. Принцип
проблемности. Путем последовательно усложняющихся
задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию,
для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам
активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других
слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом,
учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в
результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность
применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение
соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных
стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.
Особенности применения данного принципа в процессе преподавания
математических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий,
педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного
материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Одной из главных
задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в
том числе умения применять новые знания. Принцип
обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности
характеру практических задач. Следующим принципом является обеспечение
максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности
характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной
частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа
заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности
учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной
деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного
обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому
осмыслению. Принцип
взаимообучения Не менее важным при организации
учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует
иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга,
обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только
теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления,
факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний;
способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и
развивать свои знания и умения. Принцип
исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная
деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности
включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного
явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский
характер. Это является еще одним важным принципом активизации
учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и
явлений Принцип
индивидуализации. Для любого учебного процесса важным
является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной
деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.
Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует
очень много психофизических особенностей: состав
класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и
методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные
особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации
учебного процесса. Принцип
самообучения. Не менее важным в учебном процессе
является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа
самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать
учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного
активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и
умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая
консультации. Принцип
мотивации. Активность как самостоятельной, так и
коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов.
Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации
учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности
должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать
что-либо, доказать, оспорить. Принципы активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся, так же как и выбор методов
обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо
принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к
активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы
активизировать деятельность учащихся.
Факторы,
побуждающие учащихся к активности Интерес является главным мотивом активизации
учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо
учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет
изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной
действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не
имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если
материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а
порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет
обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения
опыта её решения. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам
по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер
учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий
интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и
коллективному поиску новых знаний. Состязательность
также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном
процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это
могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь
лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей
стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и
умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в
игровой форме. Игровой
характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и
фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой
эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо
организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития.
Любая игра побуждает её участника к действию. Учитывая перечисленные факторы, учитель
может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный
подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся
вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки, так как
предугадать учителя невозможно. Эмоциональное воздействие вышеназванных
факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий
характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как
самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно
включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в
движение. Особое значение для успешной реализации принципа активности в
обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности:
программированные задания, тесты. Учебно-познавательная деятельность
учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Учебно-познавательная деятельность - это
направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Невозможно переоценить значение познавательной
деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под
влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.
Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов,
но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Познавательная
деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих
потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию
духовных ценностей народа.
|
| | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.