Страницы

Исследовательская деятельность

 

( Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г.Сморгони")






Методические рекомендации по оформлению проектных и исследовательских работ младших школьников







Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:
наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, 
фотографирование, счет, измерение, сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются  выводы. 
Методы экспериментально-теоретического уровня:

  эксперимент, лабораторный опыт,  анализ,  моделирование; исторический, 

логический, синтез, индукция, дедукция,  гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация,  
анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.


Основные методы исследования

1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
4. Анкетирование
Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
5. Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
6. Анализ текста
Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Примеры формулировок цели исследовательской работы

Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные

достопримечательности.

Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.

Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых 

нами ежедневно.

Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.

Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения 

местного народа.

Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса

Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного 

содержания в зоопарке.

Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются 

в нашем районе.

Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.

Изучить проблему появления социального сиротства.

Изучить влияние парной бани на оздоровление.

Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где 

пребывают дети - социальные сироты.

Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельнос

 Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и 

системах.

Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.

Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

Изучить особенности повести "Башкирская русалка", связанные с ее фольклорной 

основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы

Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.

 Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

Изучение рациона питания школьника.

Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и 

оценка экологического состояния леса.

Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье 

человека.

Выявить влияние СМС-мании на психику человека.

 Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.

 Выявить закономерности явления ...

Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.

Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки 

соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.

Определить сходство людей и птиц.

Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.

Определить роль птиц в жизни людей.

 Определение качества продуктов быстрого приготовления.

Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, 

содержащих вредные пищевые добавки

Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.

Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.

Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.

Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.

Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот 

и детей, оставшихся без попечения родителей государством.

 Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести ...

Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.

Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего 

зрения.

Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.

Доказать, что среди растений встречаются хищники.

Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с 

каждым годом становится все меньше жителей.

Проверить: мороженое - это польза или вред?

Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.

Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его 

распространения в речи современной молодёжи.

Обобщить материал по истории марок

Установить период распада ...


Примеры задач исследовательской работы

Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей.
Изучить историю родной деревни
Изучить историю создания мультипликации.
Изучить процесс создания мультфильма.
Изучить исторические сведения о соли.
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам.
Изучить проблему появления социального сиротства.
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление.
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить ассортимент школьных рюкзаков
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения.
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников.
Изучить последствия инфляции
Изучить литературные и научные издания.
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.
Провести опыты с солью
Провести эксперимент "Шпионская записка".
Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей.
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках.
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы.
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления.
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей, используюших СМС.
Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.
Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал.
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена.
Узнать историю мороженого.
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина.
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка.
Проанализировать проблему экологической индикации почв.
Проанализировать уровень инфляции в экономике ... с 2005 года.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот.
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории.
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.
Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья.
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель.
Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.
Рассмотреть возможные дефекты зрения
Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения.
Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды.
Найти черты физиологического очерка в тексте
Найти полезное применение исследуемому предмету.
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления.
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке.
Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека.
Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе.
Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс.
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.
Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях.
Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров.
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.
Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными.
Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.
Показать отношение общества к заслугам ...
Собрать легенды и мифы о ...
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.
Сделать вывод по результатам работы.
Составить методические рекомендации для решения уравнений.
Обобщить сведения об инфляции и дефляции.
Описать аспекты влияния СМС на психику человека.
Изучить химические свойства пластиковых бутылок.
Провести анкетирование учащихся класса
Проанализировать полученные результаты.
Исследовать вес рюкзаков школьников.
Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
Рассмотреть значение грибов в окружающей среде.
Найти информацию о соли
Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.
Выявить учащихся с нарушениями осанки.
Сравнить данные анкетирования и медицинских карт.
Показать роль деятелей, живших в нашем городе.
Собрать материал о различных видах грибов.
Сделать сравнительный анализ ...
Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга.
Обобщить полученные результаты
Описать практический эксперимент
Установить основные причины ухудшения зрения.
Проследить литературные связи ....
Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.
Согласовать план с лесничеством.
Получить новую информацию о горах.
Познакомиться с легендами о деревне.
Рассчитать суточный рацион учащихся.
Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.